Дорогие друзья!
Добрый день.
Я рад приветствовать всех в этом зале. За последние 4 года мы впервые собрались таким расширенным составом. Нам все время что-то мешало: пандемия, иные ограничения, которые вводились в стране.
Но сегодня в этом зале присутствуют представители всех субъектов Федерации. Это представители социального блока и блока занятости, руководители социальных фондов всех субъектов нашей страны, представители медико-социальных экспертиз, представители инспекций по труду. Я рад, что у нас есть возможность собраться всем вместе в одном зале.
В первую очередь надо отметить заслугу нашего Президента, который принял решение о проведении в Москве выставки «Россия». Она стала опорной точкой для проведения мероприятий – площадкой, где могут собраться все субъекты РФ, отраслевые ведомства, чтобы подвести итоги и обсудить накопленный опыт.
За минувший год удалось реализовать многие изменения, которые мы готовили на протяжении нескольких лет.
Они были бы невозможны без командной работы. Мы опирались на экспертизу регионов, поддержку депутатов и членов Совета Федерации. Обсуждали сложные решения совместно с социальными партнерами в рамках Российской трехсторонней комиссии, а также на заседаниях Общественного совета.
Сегодня хотел бы поблагодарить всех собравшихся за продуктивное сотрудничество на протяжении 23-го года, рассказать о проделанной работе и обозначить наши совместные задачи на предстоящий период.
Как сказал Президент Владимир Владимирович Путин в ходе оглашения Послания Федеральному собранию, большая многодетная семья должна стать ориентиром всей государственной стратегии.
Изменение сложившейся демографической ситуации требует консолидации усилий всех уровней власти, предпринимательского и гражданского общества. Семейные интересы должны учитываться при принятии всех управленческих решений: от территориального планирования до корпоративной коммуникации.
Семьи с детьми всегда в центре внимания. Остановлюсь на том, что уже сделано в этом направлении, и решениях, которые еще только предстоит реализовать.
С 1 января 2023 года начало работать единое пособие. Теперь по одному заявлению семья может получить помощь от момента ожидания малыша до его 17-летия.
На текущий день единое пособие предоставляется на каждого третьего ребенка в нашей стране.
Комплексная поддержка семей с детьми, развернутая по поручению Президента, позволила минимизировать риски бедности, в том числе при рождении очередного ребенка.
Еще одно решение для поддержки доходов – социальный контракт.
В прошлом году им было охвачено порядка 720 тысяч граждан. 78% участников программы смогли увеличить свои доходы за период действия социального контракта, а 42% – выйти из бедности.
В 23-м году совместно с регионами была проделана большая работа по переводу соцконтракта на принципы социального казначейства. С 1 января 24-го года заявление на получение соцконтракта можно подать через портал Госуслуг.
Унифицированы подходы к составу семьи при расчете нуждаемости. Введено тестирование на предпринимательские компетенции. Все это делает социальный контракт доступнее для семей с детьми и повышает его эффективность.
Президентом поставлена задача по снижению уровня бедности среди многодетных семей. Для этого приоритетное право на соцконтракт предоставлено именно таким семьям, а сам объем средств на это направление – будет увеличиваться.
В целом адресные меры поддержки на фоне благоприятной ситуации на рынке труда позволили снизить бедность по итогам прошлого года до 8,5%.
И такие эффективные решения как единое пособие и социальный контракт с будущего года войдут в новый национальный проект «Семья».
Реализация простой адресной помощи была бы невозможна без совершенствования информационных систем.
Сегодня Социальный фонд получает подавляющее большинство сведений для оценки нуждаемости без истребования справок от гражданина.
На текущий день в такой простой формат переведены 42 меры социальной поддержки. До конца года – будут переведены уже все федеральные выплаты именно в формат социального казначейства.
Со следующего года вступают в силу единые требования предоставления пособий. Какой бы ни была выплата, федеральной или региональной, она должна быть доступна по одному электронному заявлению или проактивно.
Предоставление бумажных документов должно стать абсолютно исключительным случаем, когда нужные сведения просто физически невозможно подтвердить данными государственных информационных систем.
Для упрощения взаимодействия с субъектами РФ уже в июле текущего года на единой цифровой платформе запустим реестры сведений о льготных категориях граждан.
С 25-го года эти данные будут использоваться при назначении мер поддержки. Они избавят граждан от необходимости собирать справки в тех случаях, где пока еще это требуется.
Для организации назначения выплат субъекты федерации могут пойти по одному из трех путей.
Первое. Доработать собственные информационные системы для глубокой интеграции с Единой цифровой платформой. В таком случае назначение будет осуществляться на собственных информационных ресурсах региона. А те сведения, которые содержатся в федеральных системах и реестрах, можно будет получать через электронное взаимодействие с ЕЦП. Например, информацию о том, что гражданину установлена инвалидность, он является опекуном или ветераном труда и тд.
Второй вариант – работать непосредственно в ЕЦП. Такая возможность с 25-го года будет доступна регионам. Сейчас эту платформу использует Социальный фонд России.
Третий вариант – делегировать полномочия по назначению мер социальной поддержки Социальному фонду При этом, за регионом сохраняется право устанавливать меры поддержки, определять категории получающих, критерии и размеры выплат.
Субъект федерации самостоятельно принимает решение, как организовать работу по переводу региональных и муниципальных мер поддержки на принципы социального казначейства. Главное, и этим мы должны руководствоваться в своей работе – чтобы гражданину было просто и удобно получить помощь.
Помимо упрощения процедур, цифровые системы помогут в оценке эффективности уже принятых решений. Сегодня мы формируем единый реестр нуждающихся, который объединит данные из государственных информационных систем и позволит сформировать «портрет» семьи.
По тем семьям, чей доход – ниже двух прожиточных минимумов на человека, формируется более полная картина – количество детей, наличие льгот, факт трудоустройства, получение мер поддержки.
Уже начато наполнение реестра необходимыми сведениями. Эта работа идет совместно с ФНС России, МВД, Росреестром, МЧС, Минсельхозом и другими ведомствами.
Запуск реестра позволит выявить группы граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке, и более эффективно выстроить работу по снижению бедности, особенно – в семьях с детьми, предложить максимально эффективные дополнительные меры.
Наряду с социальными выплатами, совершенствуются и страховые гарантии. Благодаря введению единого тарифа страховых взносов с 1 января существенно возросли максимальные суммы декретных выплат. Они составили более 565 тыс. рублей при выходе в отпуск по беременности и родам в этом году и 49 тыс. рублей ежемесячно до полутора лет.
В следующем году – еще одно увеличение максимальных размеров. Оно составит более 794 тысяч и почти 69 тысяч рублей соответственно.
При этом по инициативе Президента родитель сможет сохранить выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет даже в случае раннего выхода на работу.
В будущем национальном проекте сохранятся все те демографические меры, которые показали свою эффективность и востребованы гражданами.
В первую очередь – материнский капитал. За время реализации программы помощь получили более 14 млн семей. Только в прошлом году было выдано свыше 920 тысяч сертификатов, а 1,5 млн семей распорядились средствами.
На протяжении программы последовательно совершенствовались направления и способы использования этих средств. Такая работа, как и ежегодная индексация материнского капитала по уровню фактической инфляции, будет продолжена.
С 2026 года будет сделан еще один шаг для выполнения задачи, поставленной Президентом, по повышению благосостояния семей с детьми. Так существенным подспорьем для работающих родителей станет семейная налоговая выплата.
Она будет предоставляться семьям, где среднедушевой доход – менее 1,5 региональных прожиточных минимумов на человека. Для таких граждан налог за прошедший год будет пересчитан по ставке 6%, то есть НДФЛ для них будет 6%, а разница – возвращена единовременно каждому заявителю.
Выплата будет предоставляться по заявлению. При подаче обращения через портал Госуслуг, Социальный фонд или гражданином лично Соцфонд будет рассчитывать среднедушевой доход и учитывать имущественную обеспеченность граждан.
Обращаю внимание, если работают и мама, и папа, то семейную налоговую выплату получат оба заявителя.
Принципиально важно, что в составе семьи учитываются дети до 18 лет или до 23, если они учатся очно. То есть, при расчете среднедушевых доходов в составе семьи будут учтены студенты, которые обучаются на дневном отделении.
Новый механизм поддержки финансируется полностью из федерального бюджета. Первые выплаты – за 2025-й год – семьи получат в мае 2026 года.
Соответствующий законопроект вчера был рассмотрен на заседании Правительства. В ближайшее время он будет внесен в Государственную Думу, надеемся на поддержку депутатов и сенаторов.
Дорогие друзья, напомню, этот год, по решению Президента, объявлен Годом семьи.
Открытие Года проходило здесь, на этой сцене. Частички огня переданы во все регионы страны. Очень важно, что многие субъекты реализуют сегодня мероприятия для всей семьи. Эстафету мероприятий для всей семьи сейчас подхватили «Большие семейные выходные».
Знаю, что такие праздники уже прошли в 21 регионе. До конца лета «Большие семейные выходные» примут более миллиона человек в разных уголках нашей страны, и в перспективе все субъекты планируют провести такие мероприятия на своих территориях.
Вместе с тем Год семьи не ограничивается культурно-развлекательными программами. Это время, когда нам необходимо проработать и принять целый ряд важных и ожидаемых нашими семьями решений.
Первое. В день официального старта Года семьи главой государства был подписан Указ о социальной поддержке многодетных семей.
Теперь наша общая задача – обеспечить неукоснительную реализацию положений указа.
На уровне каждого субъекта категории многодетных семей могут быть расширены с учетом национальных, культурных и демографических особенностей региона.
Но самое главное – обеспечить обязательное предоставление того набора социальных гарантий, которые предусмотрены Указом Президента.
На текущий день региональные нормативные акты в развитие Указа приняты в 69 субъектах. Эту работу важно ускорить.
Особо отмечу, что в половине из этих регионов меры поддержки будут предоставляться без критериев нуждаемости.
Считаю, что такой подход наилучшим образом соответствует задачам, поставленным в Указе Президента.
Та поддержка, которая рекомендована главой государства, должна предоставляться в связи с почетным статусом многодетной семьи, а не по причине нуждаемости.
Рассчитываю, что все регионы откажутся от критериев нуждаемости при предоставлении указных мер.
Для упрощения работы по назначению поддержки таким семьям с 1 июля заработает реестр многодетных семей. Он станет основой для формирования электронных образов удостоверений многодетной семьи.
А с будущего года обращаться за получением такого удостоверения можно будет через портал Госуслуги.
Но самое главное – наличие сведений в реестре позволит учитывать многодетность при предоставлении федеральных и региональных мер поддержки без сбора дополнительных документов.
На этапе заполнения реестра проводится выверка данных, что минимизирует риски необоснованных отказов. Поэтому работу по заполнению реестра также прошу ускорить, поэтому я прошу ускорить работу по заполнению реестра. Нам важно создать эталонный реестр с абсолютно выверенными данными, который ляжет в основу дальнейших принимаемых нами решений.
Еще одна задача Года семьи – формирование национальной демографической стратегии.
Наша цель – переломить сложившуюся ситуацию, и до 30-го года увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6. Напомню, сегодня этот коэффициент - 1,41.
Мы должны создать благоприятные условия, способствующие принятию семьями решений о рождении первого, второго и последующих детей.
Речь идет не только о социальной поддержке. Уровень доходов, транспортная доступность, отношение на работе к сотрудникам с семейными обязанностями. Все это влияет на репродуктивные планы конкретной семьи.
Вместе с депутатами, экспертами, родительским сообществом разрабатываем стратегию семейной и демографической политики до 2030-го года.
Здесь, на выставке «Россия», уже прошел демографический форум регионов Северо-Западного федерального округа. Часть прозвучавших идей будет включена в общую стратегию действий. До конца года предстоит провести еще 7 демографических форумов.
Инструменты реализации стратегии будут погружены в новый национальный проект «Семья», создаваемый по поручению Президента.
И здесь, коллеги, нам предстоит большая и напряженная работа по формированию наполнения национального проекта и региональных линеек показателей. Важно четко понимать то, каким образом мы должны двигаться для достижения той цели, которая звучит в указе Президента.
Третья задача Года семьи – доработка и реализация планов по повышению рождаемости.
На текущий день они приняты в 85 регионах нашей страны, в них собраны более 3600 мероприятий.
Программы были развернуты с 1 июля прошлого года. Необходимо проанализировать первые результаты и оценить эффективность принятых мер. Рекомендуемые меры мы будем включать в программы реализации демографической повестки. Сегодня мы также оцениваем результаты пилотного проекта «Репродуктивное здоровье» и лучшие практики будем распространять на все субъекты РФ.
По поручению Президента 41 субъект федерации с коэффициентом рождаемости ниже среднероссийского со следующего года начнет получать дополнительную поддержку на реализацию демографических программ.
Чтобы комплексно понимать потребности семей и то, насколько они удовлетворены в каждом регионе, Минтрудом России будет сформирован единый аналитический дашборд.
Создание такой сводной «тепловой карты» просемейной инфраструктуры – один из результатов межведомственного пилотного проекта в Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях. Этот проект начался в сентябре прошлого года и направлен на стимулирование рождаемости за счет формирования территорий, привлекательных для молодых семей и семей с детьми. Мы хотим понимать, каким образом инфраструктура в конкретных населенных пунктах соответствует тем минимальным требования, которые сформируют граждане с точки зрения комфорта проживания семей в тех или иных субъектах.
Рассчитываем, что этот дашборд будет использоваться для дальнейших управленческих решений – как в части поддержки семей с детьми, так и в части инфраструктуры в целом.
Основа России – многопоколенная, многодетная семья. Об этом неоднократно говорил наш Президент.
Забота государства, поддержка и внимание должны охватывать граждан всех возрастов, но особенно – старшего поколения.
Сегодня во всех регионах действуют программы «Активного долголетия». В прошлом году более 3,5 млн граждан старшего возраста приняли участие в различных мероприятиях этого проекта.
Для тех пожилых граждан, кому требуется постоянная помощь, развернута система долговременного ухода.
Знаю, что это было непросто. Обучение сотрудников навыкам ухода, создание инфраструктуры СДУ, подбор персонала – сложная задача. И я благодарен руководителям и командам региональных ведомств, за своевременное и качественное выполнение этой работы.
Сейчас такую помощь получают 171 тысяча человек. В первоочередном порядке долговременный уход предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий.
Благодаря расширению системы уже 13,5 тысяч родственников трудоустроены помощниками по уходу. А в общей сложности благодаря системе долговременного ухода создано более 42 тысяч рабочих мест.
Следующий шаг – постепенное расширение охвата нуждающихся долговременным уходом. Здесь нам совместно с Вами необходимо четко оценить кадровые, инфраструктурные и финансовые возможности для планомерного расширения программы. По поручению Президента к 30-го году необходимо охватить СДУ более 500 тысяч человек.
Помимо этого, в ближайшие годы предстоит законодательно закрепить долговременный уход, перейти из режима пилотного проекта в постоянный рабочий формат. И это тоже будем делать в диалоге, совместными усилиями.
Для тех граждан, кто нуждается в помощи в условиях социального стационара, продолжим создание современных учреждений.
Благодаря национальному проекту «Демография» за минувший год было построено 14 таких объектов на 1316 мест. Еще один дом-интернат на 240 мест ввели в эксплуатацию в Тульской области в марте 2024 года.
Всего до конца года будут сданы еще 25 учреждений в 22 регионах страны. Это позволит создать комфортные условия для более 3 тысяч граждан старшего возраста и инвалидов.
Одновременно со строительством новых объектов необходимо улучшать качество предоставление стационарной социальной помощи и в действующих учреждениях.
На протяжении последних двух лет идет разработка законопроекта о лицензировании социальной помощи в стационарной форме. На текущий день большая часть межведомственных разногласий снята. Мы рассчитываем на внесение законопроекта в Государственную Думу уже в этом году.
Лицензирование затронет не только частные, но и государственные социальные учреждения. Требования к качеству услуг будут одинаковы для всех.
Для организаций, которые уже сегодня прозрачны для контрольно-надзорных органов и действуют официально, будет предусмотрен переходный период по оформлению лицензии.
****
Следующий блок, на котором хотел бы остановиться, – рынок труда и трудовые отношения. Уровень безработицы по итогам прошлого года сложился на рекордно низкой отметке в 3,2%. Численность занятых – возросла до 73,6 млн. человек. На портале «Работа России» соискателям доступно почти 2 млн вакансий.
Для достижения национальной цели по экономическому росту при сохранении низкого уровня безработицы и снижении структурных диспропорций на рынке труда, необходим комплексный подход.
Такую работу нам предстоит вести в рамках нового национального проекта «Кадры».
Уже с этого года компании могут воспользоваться обновленным механизмом целевого обучения.
При формировании предложений о целевом обучении работодатель опирается на конкурсные группы приема.
Необходимо наладить взаимодействие с учреждениями СПО для формирования конкурсных групп. Тогда работодатели смогут ускорить формирование предложений для абитуриентов. Сегодня на портале «Работа России» есть возможность формирования конкурсных групп для того чтобы работодатель заявляли о готовности взять ребят на работу по специальности по завершению процесса обучения. Здесь со стороны Министерства науки и высшего образования идет четкая координация по вузам, а СПО находится в компенетнии регионов. Необходимо организовать работу учреждений СПО для занесения данных в эту систему. Благодаря этому мы сможем обеспечить будущее трудоустройство выпускников СПО. Нам важно выстроить совместную работу как со стороны блока занятости, так и со стороны блока образования, чтобы эта цель была достигнута.
Важный шаг для долгосрочного баланса в сфере занятости – это переход к 5-летнему прогнозированию потребности в кадрах.
Первый вариант прогноза будет доступен уже до конца этого года. Он станет основой для распределения контрольных цифр приема.
В последующем такой прогноз будет обновляться каждый год на следующую пятилетку.
Обратная связь от экономики – станет основой донастройки наших процессов. Поэтому сегодня работодателям, включая крупнейшие предприятия, необходимо активно включиться в работу по прогнозу кадровой потребности, формированию заявок на целевое обучение.
Напомню, уже 1 июня стартует всероссийский опрос работодателей. Существенная роль отводится региональным службам занятости. Прошу отработать с предприятиями формирование прогнозных показателей. От их качества будет зависеть точность прогноза.
***
Важно оценивать не только количественные параметры потребности, но и качество знаний. Поэтому мы формируем гибкую систему профстандартов. Их содержание должно отражаться в образовательных стандартах, а профессиональная, отраслевая специфика – в конкретных образовательных программах.
Причем речь идет не только о программах высшего и среднего профессионального образования, но и о программах профессионального обучения и дополнительного профобразования.
Отдельное внимание – работе с выпускниками. В регионах необходимо сформировать механизмы маршрутизации выпускников к конкретным работодателям. Особенно это актуально для обучающихся по востребованным на рынке труда профессиям. Не должно возникать ситуаций, когда инженер, программист и другие молодые специалисты не могут найти себя по профессии.
Такое взаимодействие необходимо простраивать с участием образовательного блока.
Для систематизации этих процессов совместно с АСИ создаем на базе портала «Работа России» единый сервис карьерного сопровождения молодых ребят, которые завершают обучение.
Для того, чтобы отвечать вызовам современного рынка труда, продолжим развитие службы занятости.
В минувшем году 17 регионов прошли комплексную модернизацию сети. В этом году – еще 12 субъектов полностью обновляют инфраструктуру.
Таким образом к концу 2024 года будут модернизированы 892 учреждения – то есть, каждый третий центр занятости в стране.
В следующем году в модернизацию будут включены еще 16 регионов. До конца 2028-го года обновим все центры.
Продолжим и реализацию оперативных мер для помощи соискателям и работодателям.
Это софинансирование переобучения работников. Напомню, предприятия оборонно-промышленного комплекса получают поддержку на самостоятельную подготовку сотрудников. Такой мерой были охвачены более 25 тыс. человек.
Это субсидирование найма. Такой поддержкой воспользовались компаний в отношении 51 тысячи сотрудников.
Самым масштабным стал механизм бесплатного переобучения соискателей. В прошлом году короткие курсы под потребности локального рынка труда прошли почти 200 тыс. человек. В этом году – еще почти 104 тысячи человек. Причем по большому ряду специальностей можно обучиться и тем, кто сегодня работает.
Особое внимание должно быть уделено ветеранам специальной военной операции и их близким. Федеральным центром компетенций в сфере занятости были разработаны рекомендации по содействию в трудоустройстве этой категории граждан.
Центры занятости активно взаимодействуют с отделениями Фонда «Защитники Отечества», и я прошу продолжать и наращивать это конструктивное сотрудничество.
Сейчас по поручению Президента выстраивается целостная система подготовки: от ранней профориентации до различных возможностей переобучения на протяжении карьеры.
Наряду с той большой работой, о которой я уже сказал, помогают в карьерном выборе и массовые мероприятия. Одно из таких – Всероссийская ярмарка трудоустройства.
В прошлом году мы совместно с вами впервые провели такое событие. Результат – трудоустройство 120 тысяч человек.
В этом году федеральный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства пройдет 28 июня, так же как в 2023 году, в канун Дня молодежи.
В прошлом году реальные располагаемые денежные доходы выросли на 5,4%.
Во многих отраслях наблюдается рост зарплат, опережающий инфляцию.
Сейчас мы продолжаем работу по дальнейшему увеличению гарантий для работающих граждан. Повышение МРОТ будет идти темпами выше роста прожиточного минимума.
Со следующего года предстоит вернуться к методике по установлению МРОТ в соотношении с медианной заработной платой. Оно установлено сейчас на уровне 48% к медиане прошлого года.
Большая работа предстоит в части совершенствования подходов к оплате труда в бюджетной сфере.
Уже со следующего года в ряде регионов в пилотном режиме будут применены отраслевые системы оплаты труда в здравоохранении и общем образовании.
По результатам этой работы будут определены параметры, с которыми необходимо будет внедрять эти системы с 2027 года во всех субъектах РФ.
Рассчитываю на совместную работу с законодателями, экспертным и отраслевым сообществом.
Важна не только оплата, но и безопасность труда.
В прошлом году началась цифровизация проведения специальной оценки условий труда. К личному кабинету ФГИС СОУТ подключились порядка 83 тысяч работодателей.
Сокращены сроки аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
С 1 марта прошлого года начал действовать реестр обученных по охране труда. Такое обучение прошли свыше 12 млн работников. К системе подключены порядка 50 тысяч работодателей.
С 1 сентября 23-шо года вступили в силу нормы о рискориентированном обеспечении средствами индивидуальной защиты.
Все эти изменения – следствие нашей совместной работы с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, социальными партнерами – работодателями и профсоюзами.
Принятая в 21-м году новая редакция X раздела Трудового кодекса позволила внедрять риск-ориентированный подход в управлении охраной труда.
Такой же подход, направленный на предупреждение нарушений, стал идеологией нашей контрольно-надзорной деятельности. Инспекторы Роструда за минувший год провели более миллиона профилактических мероприятий. Благодарю сотрудников Федеральной службы за эту работу.
Традиционно все главные изменения и практики в сфере охраны труда обсудим на Всероссийской неделе охраны труда в сентябре, в Сочи. Пользуясь случаем приглашаю вас на это ежегодное мероприятие!
***
Еще одно направление, на котором хотел бы остановиться подробнее – поддержка людей с инвалидностью.
Скоро 2 года как действуют новые правила установления инвалидности.
Гражданин самостоятельно может выбрать форму проведения МСЭ – заочно - на основании медицинских документов или очно. В прошлом году порядка 80% решений были приняты МСЭ без дополнительных визитов гражданина.
Следующий шаг – это отказ от избыточного сбора данных, продление срока действия ряда обследований. Совместно с Минздравом мы отрабатываем вопрос продления сроков действия ряда обследований. К такому формату мы уже перейдем в ближайшее время. Совместный приказ с Минздравом находится на регистрации в Минюсте, что позволит нам сделать следующий шаг в оптимизации этих процедур.
В декабре 23-го года законодательно созданы условия для дальнейшего развития системы комплексной реабилитации и абилитации граждан с инвалидностью. Закреплено понятие ранней помощи детям и их семьям, целевых реабилитационных групп. И это – большая победа для социальной сферы. Изменения, которых давно ждали в обществе.
Сейчас важно на уровне регионов подготовить дорожные карты с конкретными мероприятиями по переходу к оказанию услуг ранней помощи, комплексной реабилитации и абилитации по будущим стандартам.
Для этого необходимо:
- провести анализ инфраструктуры;
- проверить укомплектованность персоналом и при необходимости подобрать сотрудников;
- оценить достаточность оборудования, ТСР и вспомогательных средств.
Помощниками в этой работе станут специалисты центра компетенций на базе Федерального бюро МСЭ и Санкт-Петербургского Научно-образовательного центра МСЭ и реабилитации Альбрехта.
Я прошу вас сейчас заняться дорожными картами. Стандарты и сроки их внедрения должны быть подготовлены на основе выверенных данных о готовности со стороны регионов. Эту работу необходимо провести ответственно, имея в виду, что прописанные в стандартах сроки станут ориентиром для наших граждан.
Еще одно направление – сопровождаемое проживание. Запрос общества диктует необходимость в изменении подходов к жизнеустройству инвалидов с ментальными нарушениями. Важно создать весомую альтернативу жизни в условия психоневрологического интерната.
Законодательная основа для этого создана. Развиваются новые формы занятости – социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность.
В 23-м году 83 региона включились в реализацию технологии сопровождаемого проживания. Такой возможностью воспользовались более 6,5 тысяч человек.
В Нижегородской и Воронежской областях реализуется пилотный проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями. Это опыт будет тиражирован.
Совершенствуются механизмы обеспечения граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации. Существенно увеличен объем финансирования этого направления. В этом году – почти 58 млрд рублей.
Введение электронного сертификата позволило существенно упростить и ускорить процесс получения ТСР.
Социальный фонд выдал уже более 1 миллиона сертификатов на сумму почти в 25 млрд рублей.
На текущий день по электронному сертификату можно получить как серийные изделия, так и протезы, ортезы, ортопедическую обувь индивидуального изготовления.
И что принципиально важно – гражданин получает государственные средства сразу, а не через некоторое время после приобретения готового изделия за свой счет.
С учетом этого мы рассчитываем, что электронный сертификат постепенно заместит такой механизм обеспечения ТСР как компенсация.
Дополнительное решение принято для ветеранов СВО. Социальный фонд предоставляет электронный сертификат нашим героям проактивно, без обращения в сжатые сроки - в течение 7 дней. Когда ветеран определяется с моделью протеза, ортеза, фонд «Защитники Отечества» софинансирует покупку, если средств сертификата недостаточно для приобретения современного ТСР.
***
Подводя итоги прошлого года, нельзя не отметить еще одно важное и давно ожидаемое для нашей отрасли событие – создание Социального фонда России.
Сегодня здесь присутствуют работники фонда, руководители региональных отделений.
На ваши плечи легла колоссальная работа: организационная, административная, кадровая.
Сегодня уже можно говорить о том, что объединение прошло бесшовно. Социальный фонд обеспечил бесперебойную доставку всех пособий и выплат, пенсий и страховых мер поддержки.
Более того, именно Социальный фонд стал первой организацией в нашей отрасли, который начал свою работу в новых воссоединившихся с Российской Федерацией регионах нашей страны.
С 1 марта прошлого года в них начали работать переходные нормы.
На текущий день федеральную пенсию получает подавляющее большинство пожилых граждан ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Чуть более чем за год пенсионные выплаты были назначены 1,4 млн человек.
Это была сложнейшая работа – без оцифрованных данных, порой – без необходимого пакета документов.
Работники Социального фонда со всей страны выезжали в новые отделения, командировались в Ростов, где также шла работа с пенсионными делами граждан.
Я от всей души хочу поблагодарить всех причастных к этому по-настоящему масштабному и сложному проекту.
Благодаря этому кропотливому, а порой –самоотверженному труду в настоящее время в четырех регионах в полном объеме развернуто предоставление федеральных мер социальной поддержки.
Постепенно на общероссийские рельсы переходит и социальное обслуживание в этих регионах. Регионы-шефы плотно включились в работу по помощи в формировании нормативной базы, реорганизации учреждений в соответствии с российским законодательством. Благодарю команды региональных министерств за то, что они с особым вниманием относятся к новым субъектам РФ, помогают нам в создании комфортных условий для жителей для получения социальных услуг.
Дорогие друзья, завершая доклад, отмечу: работа социальной сферы – всегда в центре общественного внимания.
Социальные работники, специалисты кадровых центров, сотрудники клиентских служб Социального фонда, эксперты бюро МСЭ часто появляются в жизни человека в самые непростые моменты. Именно поэтому работа в отрасли требует большого профессионализма и самоотдачи.
Искренне благодарю вас и ваши команды за ежедневный труд. Будьте здоровы и счастливы. Пусть наша благородная работа вдохновляет вас на новые свершения на благо граждан. Нерешаемых задач перед нами быть не может – только вперед!
Спасибо!
08:42